|
Бедуинские традиции
Иордания невелика: девяносто тысяч квадратных
километров, да и населением небогата. Но это одно из тех узловых мест, с которыми связаны судьбы мира, его библейское прошлое и будущее, которое еще не написано. Национальный состав населения достаточно однороден на 98% это
арабы. Арабы-иорданцы, выходцы из кочевых племен, постепенно перешедшие к оседлому образу жизни, и арабы-палестинцы, иммигранты с Западного берега реки
Иордан. Остальные так называемые черкесы. Первая волна иммиграции прошла в 1947 году в связи с образованием государства Израиль. Вторая большая волна
иммигрантов хлынула из Палестины в 1967 году из-за войны с Израилем. «Черкесы»
на самом деле собирательный образ. Их около 50 тысяч человек: черкесов,
чеченцев, хордов, армян, адыгейцев. Арабы называют их «шаракизы». «Черкесы»
говорят на родных языках, сохраняют свой уклад и в значительной степени
обособленны, хотя и являются частью иорданского народа. Они появились на территории Иордании в 1877−1878 годах, бежав сюда после Кавказской войны или
переселенные в эти края правительством Османской империи. Большая часть
населения горожане. Крестьяне в основном селятся в плодородных районах реки
Иордан. Урожай в этих местах собирают несколько раз в году.
На территории Иордании
проживают 150 тысяч христиан. Вообще Иордания населена красивыми людьми, а мужской тип, по мнению женщин, очень выигрывает за счет выразительных черт
лица, стройности и других внешних данных, выгодно подчеркиваемых весьма
популярным национальным нарядом. Кстати, это и есть свидетельство отсутствия в стране поклонения Западу, хотя все пользуются поставляемыми им благами.
Тем не менее, традиции в местном быту прежде всего. А они идут от кочевничества. Если оказаться рядом с бедуинской палаткой или шатром, первым
делом в глаза бросятся верблюды основа благосостояния бедуинской семьи. Это
неприхотливое животное для жителя пустыни все. И средство передвижения, и еда, и одежда, и даже объект творчества. Недаром в традиционной арабской поэзии
верблюдица самый излюбленный образ. Исстари, если романтичный кавалер хотел
поведать миру о сжигавшей его любви, он без долгих раздумий обращался к вдохновляющим достоинствам верблюдицы и плел бесконечное кружево стихов,
сравнивая ее с объектом страсти.
Европейцу, встретившему месивших песок бедуинов, трудно понять цель кочевья.
Но для этих людей в движении особый смысл. Они дети природы, это их образ
жизни и быта, как Коран, ислам и шариат. Они близки к природе, слиты с нечто
главное они носители чистоты веры, хранители глубины традиций, символ
бедуинства, ставшего мерилом самых высоких качеств в сознании любого иорданца.
Поэтому такой стиль жизни поддерживается, хотя бедуинов под влиянием благ
современной цивилизации становится все меньше и они все больше обретают черты
этнографического приложения к нынешней Иордании. Если кому-то удастся побывать
на кочевой стоянке, то он будет встречен с большой радостью, а почетный гость
оглохнет от пальбы из винтовок непременного знака особого внимания в бедуинской среде. После этого счастливчик будет введен в палатку, усажен на подушки и сможет вкусить томленого бедуинского кофе. Правда, сердечникам его
пить не рекомендуется как минимум аритмия обеспечена. А вот мансаф плов со свежайшей бараниной нельзя не съесть, настолько он духовит, нежен и соблазнителен. Но чтобы добраться до него, хотя бы глоток кофе из чашечки (как
раз для Дюймовочки) все-таки выпить придется. Иначе арабы не поймут. Надо
знать: для них кофе что для русских «стакан». Не выпьешь значит не уважаешь.
Арабская кухня лишена изысков. В пустыне, а все
идет оттуда, трудно предаваться гастрономическим излишествам. Но еда почти
всегда сытная и вкусная. Во многом из-за того, что ни один уважающий себя араб
не станет есть мороженого мяса. Но главное, что, несмотря на легенды об острой
пище, чуть ли не вся она диетическая. Доброкачественные продукты и готовка на открытом огне даже язвеннику обеспечат комфорт и именины сердца от хорошего
застолья. А это очень приятный десерт к тому основному блюду, что зовется
Иорданией.
Наверное, поэтому арабы и не могут расстаться с племенной организацией, на которой держится их любимая Иордания. Она дает хороший урок патриотизма и любви
к родине. Каждый знает свою принадлежность по племени, ставит его выше всего. А в итоге все это работает на страну, ее граждан, поддерживает королевскую власть
и создает неповторимый облик маленькой Иордании, входящей в новой тысячелетие в мире, достатке и покое.
ЖИЗНЬ
Современный Амман, столицу
Иордании, уже никто теперь не назовет «стойбищем». Город, заложенный на семи
холмах, сейчас занимает двенадцать и выглядит вполне современно. Живописно
смотрится и людской муравейник, который толчется на центральных улицах. Многие
горожане ходят в национальных платках, называемых «хатта», а полиция щеголяет в некоем подобии кайзеровских касок первой мировой войны. На женщинах много
украшений. Это, как говорят некоторые, согласуется с арабскими традициями. Для
того, чтобы разойтись с женой, на Востоке достаточно трижды сказать ей: «ты
разведена», и женщина, в чем она есть, удаляется из дома (дети, кстати,
остаются с мужем). Поэтому, мол, и носят арабские женщины все драгоценности на себе надежней (но это, конечно, миф).
Толпу на улицах, оживленную, гортанную, составляет в основном молодежь. В городе полно машин больше всего встречается японских малолитражек, способных
развернуться на узких улицах восточной столицы. Найти такси без проблем,
однако хитрый араб-таксист, как и его коллеги во всех уголках земного шара,
может повезти вас самой длинной дорогой. В аристократических районах, где стоят
шикарные особняки, не найдешь двух похожих друг на друга вилл. Стоишь и удивляешься как из песков пустыни за какие-то считанные годы вырос огромный
город. Общий уровень образованности здесь куда выше, чем, скажем, в Египте. В стране существует несколько университетов, колледжей, и образование они дают в основном техническое. В народе глубоко чтут бедуинские традиции: преданность
своему роду, кодекс чести и другие правила и атрибуты племенных структур. Не надо забывать и того, что бедуины профессиональные воины. Армия у короля хотя
и небольшая, но вполне профессиональная. Вообще Иордания поражает своей
полярностью. С одной стороны прямоугольные коробки современных домов,
асфальт, разъезжающие по городу машины. С другой бедуины в традиционных
арабских одеждах, пересекающие огромные пространства на верблюдах,
раскидывающие шатры. И суть не в том, что у кого-нибудь из них может оказаться
за поясом сотовый телефон, а где-то в Аммане или Караке вилла. Великие
империи, могущественные цивилизации приходят и уходят, оставляя развалины,
которые постепенно заносит песком. Остаются пустыня и бредущие по ней люди.
Кочевники, для которых, как для Творца, времени нет.
|